Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Современная образовательная среда отмечена большими изменениями. Продолжается развитие российского общества на основе гуманистических ценностей. Современная образовательная философия воплотилась в личностно ориентированной модели обучения. Её приоритетной целью является развитие личности ученика, в том числе, его потребностей, ценностей и мотивов. Всё это в совокупности обеспечит ученику перспективы успешной самореализации.
Наиболее важной задачей в современной образовательной среде является активизация познавательной деятельности школьников. Одним из путей решения этой проблемы является применение в образовательном процессе современных педагогических технологий, которые позволяют проводить нестандартные уроки, в том числе, по английскому языку. Чаще всего – это игровые и проектные технологии.
Игровые технологии позволяют не только активизировать познавательную деятельность субъекта, но и разнообразить формы и методы учебно – воспитательного процесса. Игровые технологии повышают творческую активность и развивают познавательные способности всех школьников без исключения, не зависимо от их возраста. Это также относится к школьникам при обучении их иностранному языку.
В современном обществе иностранный язык представляет собой одно из основных средств международного общения. Значимой и важной остается проблема правильного использования методов преподавания иностранного языка, а также подбора наиболее эффективных форм обучения в системе образования. Если человек владеет иностранным языком, перед ним открываются новые перспективы в жизни, общении, работе и др. Английский язык является общепризнанным языком международного общения, лексика которого имеет свое своеобразие.
Иностранный язык обладает большим воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом. Задача учителя состоит в том, чтобы создать на уроке соответствующие дидактические условия, способствующие развитию школьников.
Мотивация есть одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии, и педагогики. Проблемами мотивации занимались Л.И. Божович, А.К. Маркова, М.В. Матюхина и др. Образовательная практика показывает, что современное состояние развития общества требует более глубокого понимания закономерностей поведения человека. Остро стоит необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных действий субъекта.
Результаты психолого-педагогических исследований показывают, что школьный возраст имеет большие резервы для формирования мотивационной сферы учения. Актуальность темы исследования определяется социальным заказом на формирование всесторонне развитой, активной, творческой и гармоничной личности. При этом необходимо рассматривать проблемы развития положительной мотивации учения у школьников.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость проведения нестандартных уроков английского языка как способа повышения мотивации школьников.
Объект исследования: процесс формирования мотивации учебной деятельности у школьников.
Предмет исследования: нестандартные уроки английского языка как способ повышения мотивации школьников.
Задачи:
1. Провести анализ понятия учебная мотивация и её повышение.
2. Изучить особенности проведения нестандартных уроков английского языка как способа повышения мотивации.
3. Описать организационно-педагогические условия повышения мотивации школьников посредством проведения нестандартных уроков английского языка.
4. Предложить методические рекомендации по повышению мотивации посредством проведения нестандартных уроков английского языка.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, диагностика, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы повышения мотивации посредством проведения нестандартных уроков английского языка
1.1. Анализ понятия учебная мотивация и её повышение
Основой успешной учебной деятельности каждого ребенка является высокий уровень мотивации. Педагоги и психологи придают большое значение проблемам учебной мотивации школьников, поскольку от этого зависит успешность дальнейшей учебной деятельности. Сегодня практически постоянно происходит изменение содержания, а также организационных форм и технологий обучения. При всём этом учителя достаточно часто жалуются на нежелание ребенка учиться.
Сегодня основной задачей учителя в средней общеобразовательной школе является создание психолого-педагогических условий для развития мотивации учебной деятельности школьника. Можно уверенно говорить о том, что формирование учебной мотивации есть одна из главных проблем современной школы.
Проблемам учебной мотивации уделяли внимание учёные М.А. Данилова, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. Ими были разработаны положения формирования мотивации учения школьников как основного компонента всестороннего развития личности. Учёные Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев и др. рассматривали теоретические вопросы развития мотивационной сферы личности [23].
Г.И. Щукина говорила о том, что для повышения мотивации необходима актуализация эмоций у школьников. Она уточняла факторы активизации учения и конкретизировала, каким именно образом можно формировать мотивацию школьников средствами познавательной деятельности. Основные подходы к изучению мотивации следующие:
1. Научный подход.
2. Психологический подход.
Школьная успеваемость служит итогом формирования мотивации к обучению в школе. Под школьной успеваемостью понимают сумму полученных знаний умений, навыков и желание учиться. Ребенку, не заинтересованному в обучении, сложно получить знания и применить их на практике. Отношение к учению у детей может быть разное [7].
Учебная деятельность таким детей характеризуется прилежным выполнением отдельных учебных действий по образцу. Также они могут неплохо обеспечивать самоконтроль по образцу.
Хорошо мотивированные дети учатся всегда с удовольствием. Их учебная деятельность включает в себя выполнение действий по собственной инициативе. У них наблюдается устойчивость мотивационной сферы и умение ставить перед собой нестандартные цели, а затем их реализовывать. Они владеют гибкостью и мобильностью способов действий. Они способны осваивать учебных действий до уровня навыков и привычек.
Отношение школьников к учению связано не только с учебной мотивацией, но и со сформированностью способов их учебной деятельности. Без учета умения школьников учиться, учителю невозможно проникнуть в суть отношения школьников к учению. В зависимости от ситуации и предмета изучения, мотивация школьника к обучению изменяется.
Каждый ученик обладает силой воли, благодаря которой он способен учиться. Но далеко не каждый ребёнок готов проявлять такого рода волю. Именно учитель должен направить ученика в нужное русло. В ходе овладения учебным материалом по предметам. При этом необходимо предоставить ребёнку некоторую самостоятельность и развить в нем понимание цели мотивационного взаимодействия
Любой возраст характеризуется своими особенностями умения учиться. При этом у каждого субъекта свои мотивы для реализации успешной учебной деятельности. В младшем школьном возрасте мотивация развивается в нескольких направлениях. При этом, познавательные мотивы младшего школьника могут преобразоваться в учебно-познавательные.
Мотив самообразования представлен достаточно простой формой. Это проявление интереса к источникам знаний, в том числе, дополнительных. При этом учителю необходимо учитывать и главный социальный мотив - желание ребенка получить одобрение учителя.
Целеполагание развивается в процессе учения и научения. Именно в младшем школьном возрасте укрепляются познавательные и учебно- познавательные мотивы. К концу начальной школы ребёнку становится доступна постановка не одной цели, а последовательность реализации учебных целей.
Познавательные мотивы постепенно укрепляются за счет того, что интерес к знаниям затрагивает основы наук и закономерности в освоении содержания по принципу, от простого, к сложному. Учебно-познавательный мотив постепенно совершенствуется, но этого нельзя отметить у всех детей. Многие дети постепенно теряют интерес к учёбе, и происходит это по разным причинам.
Особенности мотивации учения есть основная характеристика индивидуального стиля учебной работы, которая складывается у детей, в зависимости от их активного включения в учебную деятельность. Чтобы найти оптимальный индивидуальный подход к воспитанию мотивации у каждого ребенка, учителю необходимо изучать её в разных ситуациях.
При этом различают две группы мотивов:
1. Познавательные мотивы.
2. Социальные мотивы.
Познавательные мотивы связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. При этом уровни познавательных мотивов могут обеспечивать наличие у школьника мотива достижения. Познавательные мотивы обеспечивают преодоление трудностей школьников в учебной работе и вызывают познавательную активность, а вместе с тем, и инициативу.
Социальные мотивы связаны с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми. В первую очередь можно рассматривать мотивацию благополучия. Она проявляется в стремлении получать только одобрение со стороны учителей, родителей и товарищей. Часто у детей присутствует мотив социального сотрудничества. Это характерно для детей, но при этом, такой мотив является дальнейшей основой для самовоспитания и самосовершенствования личности [22].
Учёные выделяют пять уровней учебной мотивации:
1. Высокий уровень школьной мотивации и учебной активности.
2. Хорошая школьная мотивация.
3. Положительное отношение к школе.
4. Низкая школьная мотивация.
5. Негативное отношение к школе.
При высоком уровне школьной мотивации и учебной активности детей, ученики всегда четко и добросовестно следуют всем указаниям учителя. Они серьёзны и ответственны. Они достаточно сильно переживают, если вдруг получают неудовлетворительные отметки.
При хорошей школьной мотивации учащиеся достаточно успешно справляются с учебной деятельностью. Для школы это является нормой, и большинство младших школьников подпадают именно под эту категорию.
При положительном отношении к школе у учеников наблюдается повышенный интерес к внеучебной деятельности. Эти дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, и им нравится ощущать себя учениками. Их познавательные мотивы сформированы меньше, чем остальные и учебный процесс их мало привлекает.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ариян, М.А. Социально развивающая методическая система обучения иностранным языкам в средней школе, проектирование и реализация [текст] / М.А. Ариян. – М.: 2010. – 382 с.
2. Ахметгалиев, А.К. Мотивация деятельности на уроках английского языка [Текст] / А.К. Ахметгалиев. - Английский язык в школе. - 2016. - No 2. - С. 56 – 60.
3. Ариян, М.А. Планирование урока иностранного языка в контексте требований ФГОС общего образования [Текст] / М. А. Ариян // Иностранные языки в школе. – 2016. – №6. – С. 14 – 18.
4. Айснер, Л.Ю. К вопросу об инновационных технологиях обучения иностранным языкам [текст] // Наука: опыт, проблемы, перспективы развития: Материалы Международной научно-практической конференции. – Красноярск, 2013. – С. 9-12.
5. Ахраменко, Е. В. Коммуникативные игры на уроке иностранного языка / Е. В. Ахраменко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 548-550. — URL: https://moluch.ru/archive/310/69988/ (дата обращения: 09.02.2024).
6. Будакова, О.В. Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка / О. В. Будакова. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва: Буки-Веди, 2012. — С. 152-154. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2161/ (дата обращения: 09.02.2024).
7. Бим, И.Л. Что мешает повышению результативности обучения иностранным языкам [текст]/ И.Л. Бим // Иностранные языки в школе. – 2007. С.2–6.
8. Борзова, Е В. Новые подходы к обучению иностранным языкам в школе [текст]/ Е. В. Борзова. – Петрозаводск: ГОУ РК «ИПКРО», 2017. – 60 с.
9. Влияние когнитивных стилей учащихся на успешность обучения иностранному языку через применение индивидуализированных методов и приемов в процессе его усвоения[электронный ресурс]/ https://organic-english.ru/2017/08/26/kognitivnye-poznavatelnye-stili-i-ih-vliyanie-na-izuchenie-inostrannogo-yazyka/ (дата обращения: 09.02.2024).
10. Горлова, Н.А. Личностно - деятельностный метод обучения иностранным языкам дошкольников, младших школьников и подростков. Теоретические основы: учебное пособие [текст]/ Н. А. Горлова. – М.: МГПУ, 2010. – 248 с.
11. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам [Текст] / Н.Д.Гальскова. - М.: Просвещение, 2015. – 284 с.
12. Егорова, Л.И. Создание ситуации успеха на уроках английского языка [Текст] / Л.И. Егорова. - Английский язык в школе. - 2006. - No 6. - С. 3 – 5.
13. Колкер, Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку [Текст] / Я.М. Колкер. - М., 2010. - 105 с.
14. Конышева, А.В. Современные методы обучения английскому языку [Текст] / А.В. Конышева. - Минск: ТетраСистемс, 2011. - 304 с.
15. Кондрашова, О.А. Совершенствование языковой и коммуникативной компетентности иностранных обучаемых посредством игровых технологий / О. А. Кондрашова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 12 (47). — С. 326-328. — URL: https://moluch.ru/archive/47/5775/ (дата обращения: 09.02.2024).
16. Михайлова, М. В. Современный урок английского языка в условиях введения ФГОС, 2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: // URL: http://sosh47.ru/images/files/mixajlova_mv_3.pdf (дата обращения: 09.02.2024).
17. Мухортова, И.И. Образцовый урок иностранного языка. Миф или реальность / И. И. Мухортова, Ю. А. Шевченко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 975-980. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9329/ (дата обращения: 09.02.2024).
18. Мусницкая, Е. В. Методика преподавания иностранных языков [текст] / Е. В. Мусницкая. – М.: МГПИИЯ им. М. Тореза, 2013. – 58 с.
19. Менщикова, Н.В. Совершенствование урока посредством использования современной педагогической техники «Конструктор» [Электронный ресурс] // Открытый урок. Первое сентября 2007 URL: http://festival.1september.ru/-articles/414988/ (дата обращения: 09.02.2024).
20. Мураль, И.П. Возможности мотивации учебной деятельности младших школьников [Текст] / И.П. Мураль // Начальная школа. – 2019. - No12. – С. 11-13.
21.www.festival.1september.ru. (дата обращения: 09.02.2024).
22. Dennis Gene Wiseman, Gilbert Harrison Hunt Best practice in motivation and management in the classroom. CHARLES C THOMAS PUBLISHER, 2014.
23. Dörnyei Zoltán Motivational Strategies in the Language Classroom Cambridge University Press, 2001.
24. Elizabeth Chin Games for grammar practice, Cambridge University Press, 2001.
25. Gavin Reid Motivating learners in the classroom: ideas and strategies. Paul Chapman Publishing, 2007.